Собраны центральная и плата выхода процессора!

Новость от 07.07.2019

Собрали плату процессора и плату выхода с ЦАПом AK4458 на борту, модули плат выхода с предусилителями, модули плат оптических приёмников цифорого выхода.

Сейчас в работе проектирование платы ввода и написание программы для контроллера на ПЛИС.

 

MPD Linux на одноплатнике в качестве медиа источника и плеера в авто

Решили изучить тему глубже, чемс это делалось ранее и нами и не нами.

Действительно, одноплатные компьютеры (Raspbery, Orange, Nano, Banana и прочие из семействи Pi) достойны внимания, ибо завоёвывают embedded рынок полным ходом.

Преимущества MPD на одноплатном компьютере

Использовать одноплатный компьютер в роли проигрывателя музыкальных файлов это дейтсвительно очень перспективное решение:

а) Дешево: стоимость печенек на рынке от 1 до 5 т.р. в зависимости от жирности и мощей железа. Простую и страую плату Orange Pi zero можно купить на авито за тысячу рублей. Это конечно не современный Orange pi zero 2 на процессоре Allwinner H5, но для экспериметнов самое то!

б) Возможности полноценного компьютера (ну почти) сетевой интерфейс, вайфай, USB. Подключай что хочешь и как хочешь.

в) Возможносить воспроизведения любых форматов аудио: flac, ape, DSD. Он переварит любой без проблем. Вообще!

г) Управление практически любым устройством в сети.

д) Надежность и низкое энергопотребление устройства

е) Надежность софта, так как в основе Linux.

ж) Готовые модули ЦАП и преобразователей цифрового выхода (Pifi DiGi+).

з) Высокая частота дискретизации выходного сигнала по шине i2s. По идее этот пункт должен быть первым. Ибо именно эта возможность и является тем героином, которого ради трясуться все аудиофилы. Простых плееров, способных выдать 44,1 / 48 или даже 96 килогерц дескритизации звукового сигнала вагон и еще вагон тележек.

Но это не то, нам же надо хотя бы 192, а лучше 384. Особым извращенцам, промывающим направленные провода от старого тока вовсе 512 и 768 Khz. Зачем? 

и) Готовый софт Plug & Play, тот же самый готовый образ VOLUMIO можно скачать для (практически) любого одноплатного компьютера и сразу получить готвый высококачественный плеер!

А так же множество аналогичных программных решений, клонов волумио, RUNEAUDIO, DiePi, Mopidy.

Сами пока не знаем, но говорят это круто. Сделаем послушаем!

 

Список будет пополняться...

 

Минусы MPD на одноплатнике для автомобиля

Тепепь пройдемся по болячкам этого решения. Они к сожалению то же есть.

а) Linux — для новичка это будет сложным порогом вхождения.

б) Нужно конструировать качественный модуль преобразователя сигнала и выхода из i2s шины (в оптику или SPDIF, или аналоговый выход ЦАПА прямо на усилитель)

в) Не все одноплатники по хорошему и дружественно выдают на GPIO контакты цифровой сигнал звука i2s, тоже требует потрудиться, либо искать решение вывода, либо подбирать изначально плату с дружественным i2s. что бы сэкономить своё время и поберечь нервы.

г) Возможность работы источника только в режиме i2s Master. По аудиофильским понятием это стрёмно. Об этому лушче им не говорить, если у тебя система на Мастере. Ибо качественно играет только Slave ЦАПЫ, со своим тактированием. А Слейвом одноплатники быть не умеют, кро BBB — Beagle Bone Black. Но он старый и уже давно на пенсии, говорят даже его перестали поддержвать. По этому надежда на молодёжь (Nano pi и их одноклассники).

д) Питание. Ой. Тут всё, если дома еще сочинили аудиофильское напрочь изолированное питание, то для авто тут просто пустота.

е) Управление. Да, с телефона по WIFI (если он есть на плате, хотя если нет, вставляем USB свисток) можно полноценно рулить плеером в машине, но за рулем это и не удобно и не безопасно. По жтому и минус, нет пульта, который бы спас ситуацию и закрыл этот пункт. Пока минус.

ж) ...

 

В целом, не так все и плохо, так как платформы одноплатных компьютеров являются открытыми проектами, операционная система Linux тоже полностью открыта и имеет возможности, органиченные только знанем её пользователя. Можно сделать систему такую, как она вам индивидуально нужна.

Управление MPD / MPC в автомобиле

Управление MPD можно сделать следующими способами. 

По проводной сети через ethernet, тут потребуется навыки работы с железками Arduino. Схема проверенная и рабочая (будт дополнение).

По беспрводной сети. С помощью любого гаджета, смартфон, планшет.

Посредством GPIO контактов, можно назначить кнопки на переключение треков. Так же на GPIO можно и LCD экран вывести. Потребуется изучить настройку линукс и аппаратной части глубже, что бы устрановить драйвера и настроить вывод изображения.

Посредством UART серийного порта tty. Тут опять таки нужно будет установить Python модуль со всеми необходимыми зависимостиями, что бы он нормально запустился. Затем написать модуль обработки получаемых команд по серийному порта и их интепретацию в конкретные действия (реацию на действия).

С помощью Bluetooth соеднения, версия пока еще не проверенная, но есть потенция использовать имеющися в бльютусе слой протокола A2DP и AVRCP.

Что такое A2DP и AVRCP 

A2DP (Advanced Audio Distribution Profile) – обеспечивает передачу стерео аудиосигналов. (качество гораздо лучше, чем при кодировке моно, используемой для HSP и HFP).

AVRCP (Audio / Video Remote Control Profile) – используется для передачи команд (например, быстрый переход вперед, пауза, воспроизведение) с блока управления (например, стереогарнитуры) необходимому устройству (например, от ПК к проигрывателю Media).

Управление MPD плеером в автомомбиле через Bluetooth штатной магнитолой

Теория: вставляем BT USB свисток в одноплатник, ставим модуль блютуса под линукс, и должно работать управление плеером прямо с штатной магнитолы имеющий конопки на руле, громксть, треки и так далее.

Будет ли такая схема работать, пока не известно, закупили тестовые модули, будем проверять эту версию, ибо для интеграции она очень интересная, и облегчит решение вопроса установки одноплатного компьютера в автомобиль в роли высоко качественного и всеядного источника звука.

 

Икона автозвука — процессор Alpine Status F1 PXA H900

Да, это бесспорно. Статусная линейка из прошлого века по сей день является эталоном караудио.

 

Что же такого в этом казалось бы старом устройстве? 

В нём заложена мощная аппаратная начинка и программное обеспечение, по функционалу способное тягаться с современными аналогичными устройствами. Однако по техническому исполнению и компонентам, процессора подобного уровня больше никто из брендовтак и не сделал. И вряд ли сделают.

Почему? Помучто сейчас рулит маркетинг а не идеология. Устройства золотой эпохи CarAudio позади. Нам лишь остаётся хранить такие реликвии этой эпохи.

Что бы не копипастить откровенно описание характеристик реликвии, их можно прочитать на сайте автозвук.рф.

Мы же в своей лаборатории Nag-Audio произвели вскрытие одного экпоната и провели тщательный анализ его схемотехники. Все подробности смотрите в видео.

 Смотрите подробный разбор устройства и схемотьехники легендарного процессора.

 

Скачать программу для настройки и схему процессора можно по ссылке.

 

Фотографий внутренностей процессора Алпайн 900:

 

Панель RUX Alpine PXA-H900, к сожалению болезь слепоты нещадно оставляет владельцев процессора без визуального отображения.

Инфракраный пульт управдения процессора

Плата ЦАП BB1704

Плата DSP

Экраны модулей ЦАП

Материнская плата процессора с блоком питания

 

 

Этот загадочный господин ХАЙ ЭНД

Основные инженерно-технические особенности проектирования элитной аудиоаппаратуры

Призрак Хай Энда бродит не только по цивилизованной Европе, но и среди нас. С помощью решительной и отважной госпожи Рекламы он проникает в наше сознание, вдохновляя нас на самодеятельное творчество и провоцируя на дорогие, иногда неоправданные покупки. Надеемся, что наш ответ поможет вам, дорогие читатели, более рационально использовать время и деньги.

Многие авторы пытались нарисовать словесный портрет господина Хай Энда, и некоторые из этих портретов уже появлялись в нашем журнале (см. “AM” №6 (11) 96, с. 34, “AM” № 3 (20) 98, с. 41). Увы, его ясного, отчетливого изображения достичь пока не удалось. Опыт показывает, что для процесса проектирования аппаратуры класса high end характерно совершенство технических идей ради эмоционально-психологического воздействия на слушателя. Не секрет, что умелое убедительное описание технических достоинств аппаратуры и ее высокая стоимость уже являются косвенным стимулом к рождению музыкальной вовлеченности. Только истые меломаны, а их всего единицы, могут смотреть на звуковой тракт как на “черный ящик”. Мы с пристальным вниманием относимся ко всем вопросам и просьбам наших читателей, но не все зависит от нас. В редакции уже рассматривался вопрос о целесообразности публикации принципиальных электрических схем аудиоаппаратуры и о возможности их индивидуальной рассылки, но случившийся в стране финансовый кризис может коснуться н нашего журнала, по крайней мере в связи со снижением покупательной способности потенциальных читателей. Таким образом, сейчас мы делать этого не можем, ведь потребуются определенные затраты на запросы в фирмы и в редакции зарубежных журналов. Собственной библиотекой схемной документации редакция пока не располагает.

Схемные решения, применяемые в аппаратуре класса high end, далеко не всегда новы и часто не отличаются научным изыском. Высокое качество звучания обеспечивается в основном качеством комплектующих, конструктивным исполнением на высоком уровне и технологичным процессом производства деталей. Погоня за высокой музыкальной верностью воспроизведения подняла технологию изготовления конденсаторов, трансформаторов, проводников на небывалый уровень качества и стоимости. Сто долларов за один конденсатор или один переменный резистор — не редкость, о проводах мы уже не говорим.

Что касается схемной идеологии, то в усилителях класса high end можно отметить пять основных факторов-особенностей:

1) малая глубина отрицательной обратной связи (ООС), вплоть до исключения из схемы традиционной общей ее петли, охватывающей несколько каскадов усиления;

2) работа усилительных каскадов в классе А;

3) в усилителях мощности нередко применяется однотактный выходной каскад;

4) усилительные каскады строятся преимущественно на лампах, так как в транзисторных схемах труднее обойтись без отрицательной обратной связи; иногда встречаются транзисторно-ламповые, “гибридные”, варианты;

 

5) двухтактные (пушпульные) усилители проектируются, как правило, по симметричной, балансной схеме.

Перечисленные факторы способствуют получению более живого, богатого нюансами звучания, по одновременно приводят и к нежелательным результатам. Первый фактор увеличивает выходное сопротивление усилителя, а это ограничивает выбор акустических систем. Если в АС имеются сложные фильтры, то из-за неравномерности импеданса искажается результирующая АЧХ, кроме того, усилитель с высоким выходным сопротивлением плохо демпфирует бас. Второй, третий и четвертый факторы затрудняют получение достаточной мощности, особенно в ламповых усилителях, что тоже накладывает ограничения на выбор АС. Рупорные АС, отличающиеся высокой чувствительностью, обладают весьма специфичным звучанием и могут не всем понравиться. Специфика звука вызвана акустической трансформацией в предрупорной камере, продольными осевыми искажениями внутри рупора и дифракцией на его краях. Пятый фактор, наоборот, способствует существенному улучшению звучания, но для его полной реализации желательно, чтобы весь звуковой тракт был симметричным.

В конструкторской идеологии можно выделить три ведущих принципа.

1. Тщательно отработанная топология монтажной схемы, исключающая вредное взаимодействие проводников и деталей.

2. Жесткость конструкции, применение демпфирующих материалов, обеспечивающих необходимую защищенность системы как от внешней звуковой волны, так и от внутренних вибраций, вызванных проходящими в схемах токами.

3. Применение особо высококачественных деталей и электрокомпонентов (конденсаторов, трансформаторов, проводников, припоя, электроизоляционных материалов и т. п.).

Последний из принципов — самый важный, на нем мы и остановимся подробнее. Качество деталей гораздо важнее совершенства схемы. Именно оно требует от разработчиков аппаратуры high end укорочения пути сигнала, упрощения схемы ценою научно-инженерных компромиссов. Теоретические достоинства самой совершенной сложной схемы могут утонуть в “фальшивом хоре” большого количества даже доброкачественных компонентов. Самыми коварными являются конденсаторы с их букетом плотных по спектру нелинейных искажений. Поэтому Вячеслав Медведев, убедившийся на собственном опыте в их “пагубном влиянии на звук” (см “AM” № 3 (20) 98, с 133), прав. Исключение составляют только конденсаторы с воздушным диэлектриком (да и то лишь с достаточно толстыми пластинами), но они неприемлемы для использования в диапазоне звуковых частот. Конденсаторы же с твердым диэлектриком — рабы материалов и конструкции. Три основные причины, портящие звук,- это вибрострикция, абсорбция и поляризуемость диэлектрика. Мягкий бумажный диэлектрик, да еще с масляным наполнителем, дает прекрасные результаты, потому бумагомасляные конденсаторы популярны и в аппаратуре high end, и у самодельщиков. В цепях питания аппаратуры должны использоваться конденсаторы с большой емкостью и низким импедансом, способные к мгновенному разряду. Эти требования противоречивы, их трудно конструктивно реализовать, и потому такие конденсаторы стоят дорого. Плохой же конденсатор в фильтре питания съест всю макродинамику, энергичность атаки звука.

Приводимые В. Медведевым преимущества трансформаторов (см “AM” № 3 (20) 98, с 135) вполне обоснованы. Амплитуда нелинейных искажений у трансформаторов бывает большой, но спектр этих искажений редкий и консонансный, поэтому звучание остается чистым, хотя и слегка окрашенным. Однако сконструировать хороший трансформатор, особенно выходной в усилителе мощности, — задача трудная и дорогостоящая. Здесь возникает ряд противоречивых требований: необходимая величина индуктивности первичной обмотки спорит с ее собственной емкостью и с индуктивностью рассеяния между первичной и вторичной обмотками. Существенны также степень химической чистоты и бескислородность меди, хотя структурой проводника в обмотке можно и пренебречь. Эти требования распространяются и на силовые трансформаторы, так как блок питания тоже весьма существенно влияет на звучание. Полупроводниковые диоды выпрямителя создают импульсные помехи, которые проникают в схему усилителя, поэтому особенно щепетильные разработчики применяют ламповые кенотроны.

К сожалению, уважаемые читатели, в рамках одной статьи невозможно дать исчерпывающие рекомендации и осветить все проблемы, волнующие с сегодня аудиофильский мир, — для этого не хватит и отдельной книги. Слушание музыки, как и ее исполнение, — это творческий процесс. Проектирование аппаратуры для этой цели — тоже творчество, где искусство и поиск опережают науку, а иногда и противоречат ее канонам. Желаем всем вам успеха в дорогом для вашего сердца (и для семейною бюджета) творчестве. Дерзайте, делитесь с нами вашими успехами и неудачами. Всегда рады вам помочь. Надеемся, что в дальнейшем наша помощь будет более содержательной и эффективной.

Это веское слово «сабвуфер»

На предыдущей встрече мы беседовали о там, как выжать из AV-системы все, на что она способна. И рассматривали ее как единую конструкцию, своего рода здание. Однако всякое здание должно иметь надлежащий фундамент. Его роль в AV-комплексе играет сабвуфер. Ведь ничто не придает домашнему кинотеатру больше очарования, чем глубокий, мощный бас.

 

Знаете, как работает закон подлости? Приведу пример. Истратив кучу кровно заработанных денег на систему домашнего кинотеатра, вы покупаете новейший сверхкрутой боевик. Приглашаете всех друзей и знакомых «угоститься» достижениями кинематографа и компьютерной графики... Но, увы, ваши старания оказываются тщетны.

В чем же дело? Ну, хотя бы в том, что взрыв в начале «Смертельного оружия-2» больше похож на треск сухой ветки под ногой незадачливого траппера из какой-нибудь пародии на вестерн, а поступь тиранозавра из «Парка Юрского периода» — на робкие шажки младенца. И вот после очередного глотка пива один из ваших друзей в порыве хмельной откровенности признается: «Да, объемный звук прекрасен, вот только баса маловато...» И это вам как соль на рану: вы чувствуете себя полным идиотом — и готовы полжизни отдать за этот самый бас.

Роковое влечение?

«О, бас! Как много в это звуке для сердца русского слилось!..» Именно на нем, считает большинство кинолюбов (особенно начинающих), зиждется настоящий звук. Остальное, по их мнению, — чепуха. К черту локализацию и естественный тональный баланс. Громкий, мощный, оглушительный бас — вот что «цепляет» дилетантов в полноценной системе домашнего кинотеатра. Будь то выстрел из ружья в фильме Джона By, взрыв в последней серии «Крепкого орешка», рокот взлетающего «Аполлона 13» или звуки оркестра, исполняющего гавот в «Разуме и чувствах», — по-настоящему хороший бас везде является основой звукового сопровождения, наделяя его живительным драматизмом и способностью воздействия, возможной только в лучших кинотеатрах.

Причины этому — психоакустические (то есть связанные с тем. как ухо слышит и как мозг перерабатывает эту информацию), В процессе эволюции человеческое ухо определенным образом настроилось. Вот почему наш слух особенно чувствителен в области средних частот, к которой относится речь и другие звуки, издаваемые людьми (например, плач ребенка). В допотопные времена низкие, рокочущие звуки означали опасность (землетрясение, гроза. рычание гигантской зверюги с острыми клыками и т.д.), поэтому они и сейчас заставляют организм выделять адреналин. Таким образом, наша любовь к глубокому басу — это фактически любовь к острым ощущениям.

Правда, есть и еще одно объяснение чрезмерного увлечения басом. Как правило, «болеть» домашним театром люди начинают после посещения соответствующей выставки или торгового салона, а там обычно саб врубают на всю катушку — чтобы произвести убойное впечатление на посетителя. Многие думают, что так же должно быть и дома.

Танцуем от печки

Звуки представляют собой колебания воздуха. Их вызывает все, что может привести воздух в движение — от взрыва атомной бомбы до вибрации комариного крылышка — и, разумеется, колебания диффузора громкоговорителя. Электрические сигналы заставляют его двигаться вперед или назад. При каждом движении диффузор сжимает или разрежает воздух, и это сжатие/разрежение распространяется со скоростью звука. Чем быстрее оно происходит, тем выше звук. Высота звука (или его частота) это число циклов сжатия и разрежения в секунду. Они названы герцами (в честь известного немецкого физика Генриха Герца, а отнюдь не Герцена, которого, по выражению Ленина, разбудили декабристы).

Мы воспринимаем звуки, находящиеся в диапазоне примерно от 16 Гц до 18 000 Гц (18 кГц). Между тем, большинство производителей акустических систем приводят более легкий для запоминания диапазон 20 Гц — 20 кГц, хотя звуки выше 18 кГц улавливаются только собаками, летучими мышами и людьми, которые крайне редко покидают тишину своего жилища. К несчастью для мужчин, самая высокая часть спектра перестает быть доступной для нас в переходном возрасте, с покупкой первого тюбика крема после бритья, в то время как женщины и в среднем возрасте сохраняют способность хорошо слышать высокие частоты. Зато с противоположной оконечностью спектра у большинства людей никаких проблем нет: даже старики различают частоты ниже 20 Гц.

Вторым, и последним, физическим фактором, значимым для охотников за глубоким басом, является логарифмическая величина — децибел (дБ). Децибелы, помимо прочего, показывают уровень звукового давления. Правда, тут есть подвох: измерения этого уровня не абсолютны, а относительны. Хуже того, при изменении уровня звукового давления наш слух меняет свою чувствительность. Однако существует общепринятая шкала децибел, в которой за ноль принимается порог слышимости, а за максимум — так называемый болевой порог (он превышает порог слышимости примерно в десять миллионов раз и составляет 140 дБ). Возможно, это слишком большое упрощение, но если вспомнить, что для самого среднего любителя домашнего кино норма — это 75 — 100 дБ и что согласно этой шкале добавление 6 дБ означает удвоение громкости, об остальном можно забыть.

Актив или пассив?

Чтобы получить настоящий бас в условиях домашнего кинотеатра, требуется сабвуфер, то есть басовый громкоговоритель. Он может быть встроен либо в две фронтальные колонки, либо в их подставки, а может представлять собой отдельное устройство, допускающее установку почти в любом месте комнаты, поскольку глубокий бас — ненаправленное звуковое излучение. Благодаря последнему фактору отпадает необходимость в стереопаре сабвуферов: для получения звука отменного качества бывает зачастую достаточно одного. Тут все ясно.

Проблема заключается в другом. Каким должен быть сабвуфер — активным или пассивным?

Пассивные сабвуферы обычно разрабатываются для конкретного комплекта громкоговорителей и, как правило, адресуются рынку недорогих систем. Их главные преимущества заключаются в том, что они позволяют использовать меньшие по размеру основные громкоговорители (сателлиты) и не требуют от основного усилителя наличия дополнительных выходов. Самым серьезным недостатком пассивных конструкций является их элементарная неспособность к воспроизведению достаточно глубоких басов. Впрочем, иногда винить в этом надо не сабвуфер, а усилитель, которому не хватает «силенок» для того, чтобы раскачать и сателлиты, и саб. Вот почему фирма «Technics» уже несколько лет выпускает не только пяти-, но и шестиканальные усилители для домашнего кинотеатра, оснащенные с расчетом на подключение именно недорогого пассивного сабвуфера (последний пример — модель SA-AX7. рассмотренная нами в №3/2000 на стр. 79).

Активный сабвуфер имеет встроенный усилитель и регуляторы, позволяющие изменять громкость и частоту среза, что дает возможность согласовать аппарат с любой парой основных громкоговорителей. Преимуществ у активного саба перед пассивным — вагон и маленькая тележка. Поскольку усилитель в данном случае встроенный, он оптимален для конкретного громкоговорителя, что избавляет от многих потенциальных проблем. Активные модели улучшают звучание любых АС, так что последние можно не менять, а имеющиеся регуляторы позволяют учесть специфические особенности вашей комнаты. Недостатков два — сравнительно высокая стоимость и необходимость наличия у усилителя отдельного выхода. Однако в последнее время цены значительно снизились, и если в вашем домашнем кинотеатре еще нет активного сабвуфера, значит, вы отстали от жизни. 

Где закладывать фундамент?

Напомню в очередной раз: сколь бы хорошо ни был акустически оформлен ваш «кинозал», он волей-неволей станет своего рода эквалайзером, усиливая одни частоты и ослабляя другие. Этот эффект определяется резонансными частотами помещения (на самом деле акустические свойства помещения определяются гораздо большим количеством факторов, но в данном случае упрощение не влияет на суть проблемы), которые, в свою очередь, зависят от ее длины, ширины и высоты. Дело в том, что в комнате при воспроизведении звука создаются постоянные области высокого и низкого звукового давления (стоячие волны). Нетрудно догадаться, что определение оптимального места для размещения сабвуфера (равно как и кресла зрителя) производится либо методом проб и ошибок, либо требует привлечения огромной компьютерной мощи и дипломированного специалиста в области акустики.

 

Оптимальное расположение сабвуфера. Однако старайтесь отдалить его от телевизора, чтобы он не влиял на кинескоп.

Неплохой вариант для продолговатой комнаты — если удастся поставить сабвуфер хотя бы в паре метров от места зрителей. Общий совет: ставьте саб вдали от слушателей, но не в угол (он же ни в чем не виноват!). 

 

Метод проб и ошибок предельно прост, но занимает много времени. Поставьте диск или ленту с самыми глубокими басами, которые вы только можете отыскать, и проигрывайте ее, переставляя сабвуфер с места на место. После каждой перестановки садитесь в «просмотровое» кресло и оценивайте произошедшие со звуком изменения. Если вы все же сомневаетесь, возьмите за основу рекомендации производителя. Когда придете к выводу, что лучше уже некуда, просмотрите несколько фильмов, чтобы удостовериться, что вы на верном пути, а затем насладитесь результатами.

 

Однако позволю себе привести несколько «тонких жизненных наблюдений». Во-первых, большинство начинающих театралов либо врубают сабвуферы на слишком большую громкость, либо «задирают» частоту среза. Короче говоря, если окажется, что звук в фильме «Пианино» больше подошел бы для ленты «Терминатор-2» или что сабвуфер издает неистовое рычание при воспроизведении самой скромной басовой ноты, уменьшите громкость. Во-вторых, если это возможно, постарайтесь расположить саб около той же стены, где стоит телевизор, чтобы избежать фазового сдвига НЧ-волн от остальных. В-третьих, оставьте немного места между телевизором и сабвуфером, поскольку внутри последнего спрятаны большие и разрушительные для кинескопа магниты. В-четвертых, большинство рекомендаций, даваемых производителями AV-усилителей и процессоров, на мой взгляд, неверны. Эти аппараты обычно оборудуются линейным «сабвуферным» выходом, на который подается предварительно отфильтрованный посредством НЧ-фильтра сигнал. Между тем, сам активный саб оснащается на линейном входе таким же фильтром. В результате при подключении по линейному сигналу два НЧ-фильтра оказываются соединенными последовательно, и суммарная характеристика будет просто непредсказуема. Лучше всего подавать на специальный «высокоуровневый» вход саба полнодиапазонный сигнал с «колоночного» выхода усилителя. И последний совет (он касается только тех, кто совсем отчаялся): установка слабенького сабвуфера в углу комнаты может немного «подтянуть» средние и верхние басы.

Басовая премудрость

Бас

Что мы понимаем под этим словом? Ответ придется поискать в Hi-Fi-области, ведь именно она является прародительницей домашнего кинотеатра. Оказывается, басы разбиты на три октавы, причем перекрывающиеся. К октаве от 20 до 40 Гц относятся глубокие басы (сюда попадают самые низкие ноты органа), октава от 40 до 80 Гц известна под названием среднебасового диапазона (их извлекают из басового барабана), а октава от 80 до 160 Гц называется диапазоном высоких басов (послушайте виолончель и фагот). Все, что ниже 20 Гц. мы скорее чувствуем, чем слышим, здесь вы уже не сможете различить высоту тона или повторить звук, если, конечно, вы не живете в кафедральном соборе.

Атака

Фактически это причуда басовой терминологии. Слово «атака» здесь не совсем уместно, а употребляется потому, что низкие частоты отличаются более медленными переходными процессами по сравнению с верхами. Между тем, разница между «медленно» и «быстро» звучащими басовыми системами, часто по-другому не определимая, это разница между системой, «долбящей по мозгам» и заставляющей завороженно слушать.

Большинство эпитетов, описывающих хороший бас. можно использовать как комплименты искусному барабанщику Слова, означающие обратное, ассоциируются с понятиями тучности и неповоротливости. Так, если при звуке взрыва на ум приходят определения «быстрый», «отчетливый», «чистый», «живой», «напряженный», «тугой» или «точный», — возможно, вы имеете дело с достойной системой, Если же вспоминаются слова «гулкий», «жирный», «перегруженный», «толстый», «рыхлый», «нечеткий», «медленный», «тихий» или «глухой», — значит, пора «делась ноги».

Весовая категория

Когда дело касается количества чего-либо, например баса, нам так и хочется применить термин «вес». Если системе недостает басов, ее называют «тощей» и «куцей». А если басы в избытке, говорят, что звук у комплекса «жирный» и «надутый». Когда басы в порядке, систему называют «подтянутой» и «мускулистой».

Динамика

Если система способна к различению громких и тихих басовых нот, а не звучит «как из бочки», тогда применительно к ней употребляются слова «хлопок», «удар» и даже «энергия», — все в положительном значении. Удивительно, но отрицательных характеристик здесь нет. Попробую придумать что-нибудь сам. Как вам понравится, допустим, такое: «звучит. как стекло жует»?

Глубина

Говоря о сабвуферах, обозреватели часто используют термин «глубина баса». Это означает только то, насколько «глубок» нижний предел их частотного диапазона. Система, не способная к воспроизведению самых низких басов, называется «зарезанной», а та, которая это может, носит гордое звание «расширенной».

Перекрытие

У каждого комплекта громкоговорителей, включающего в себя «пищалку», СЧ-динамик и сабвуфер, имеются точки частотного диапазона, где происходит наложение звучания одного динамика на звучание другого. Они называются точками перекрытия. Так, если динамик средних частот «обрезается» на частоте 90 Гц. а сабвуфер работает в диапазоне от 40 до 150 Гц, то где-то в районе 100 Гц большая часть звука переходит от динамика средних частот к сабвуферу. Эта частота носит название частоты перекрытия. Большинство громкоговорителей оснащены схемой, компоненты которой выдают сигнал, позволяющий сделать плавным переход от одного динамика к другому. Эта схема называется разделительным фильтром или кроссовером.

Бас — по вкусу

Без качественного баса невозможен ни домашний кинотеатр, ни достойная внимания аудиосистема...

Если вы решили приобрести саб, подойдите к его выбору со всей ответственностью. Неудачная модель оказывается практически бесполезной, когда дело доходит до воспроизведения басов, — лучше уж потратить деньги на пару больших по размеру и лучших основных громкоговорителей. К счастью, сегодня магазины просто завалены прекрасными сабвуферами на любой вкус и за любую цену, только протяни руку.

Модели дешевле $400

Energy e:XL16 ($300). Несмотря на не очень высокую цену, в нем установлен 40-сантиметровый вуфер и 300-ваттный усилитель на MOSFET. Кроссовер перестраивается на любую частоту в диапазоне 50 — 100 Гц. причем при желании можно подключить внешний эквалайзер или активный фильтр, для чего существует отдельный вход. Для облегчения согласования с остальной акустикой предусмотрен регулятор фазы в очень широких пределах (от 0 до 180 град.). У этого сабвуфера не много конкурентов, да и те либо создавались для миди-систем (Aiwa TS-W5), либо стоят примерно на 35% дороже (Velodyne CT-80). Тем, кто ограничен в средствах, я бы посоветовал купить основные громкоговорители максимально возможного размера, однако если у вас маленькая комната и вы недавно приобрели новые компактные громкоговорители, e:XL16 — то, что нужно в большинстве случаев.

<$600

REL Q-50 ($500). На сегодня это самая недорогая модель производства REL. Она непритязательна, однако воспроизводит глубокие басы очень неплохо. Ее ближайший соперник, более элегантный на вид KEF 20В (тоже $500), оснащается встроенным 70-ваттным усилителем и в отличие от 0-50 имеет магнитную защиту. Неплохой бас демонстрирует также PSW120 фирмы Polk ($480). Он несколько предпочтительнее благодаря лучшему соотношению качество/цена, поскольку заставит грохотать во всю мощь любую систему домашнего кинотеатра.

<$900

REL Q-100 ($850). Прекрасный, глубокий бас, хорошее соотношение качество/цена, приемлемый внешний вид и громкое имя — вот что сочетает в себе этот аппарат. Он способен достигнуть таких басовых глубин, что ваша система домашнего кинотеатра зарычит и загрохочет. Однако следует предупредить REL что у нее здесь имеются грозные соперники в лице изысканного Tannoy 625 ALFie ($900), простенького, но басовитого Mission 75AS ($800) и небольшого по размеру, но великолепного во всем остальном М&К VX-7B ($675). Каждая из этих моделей является вполне достойной альтернативой.

Когда цена не имеет значения

Будьте осторожны, очень осторожны. «Цена не имеет значения» — эти четыре коротеньких слова могут значить для конструктора больше всего на свете. Если вам непременно нужен лучший в мире сабвуфер, внимательно изучите возможности REL Studio ($4000), М&К МХ-100 ($2200), KEF AV1 ($3500), Revel Sub 15 ($2800 — 5200), а также моделей фирм B&W, Bag End, Linn, Meridian и Muse. Самый дешевый из этих сабвуферов облегчит ваш кошелек как минимум на $2000, однако если вам очень хочется сорить деньгами, можно истратить и в два раза больше. В том случае, если вам необходимо сэкономить не деньги, а место, обратите внимание на EnergyMicrostar 12.1 ($1600). Этот кубик со стороной 40 см может рявкнуть так, что мало не покажется — его мощность полтора киловатта! Кевларовый вуфер, цифровой усилитель плюс всевозможные звуковые и пользовательские навороты делают его крайне привлекательным для театров высокого класса.

REL'яция на REL

В Великобритании среди мастеров баса одна фирма занимает особое положение — она не на одну, а на несколько голов выше остальных. Это REL. Возможно, ни один производитель сабвуферов не был встречен здесь так же радушно и не завоевал столько призов. Почему это так и кто является творцом успехов REL?Заглянем в конец восьмидесятых годов. Человек по имени Ричард Лорд получает отставку со всеми почестями. И вместо того, чтобы начать размеренную жизнь и почивать на лаврах, Ричард Лорд пускает свои сбережения на разработку и создание простейших басовых громкоговорителей для Hi-Fi-систем. Так на свет появились первые сабвуферы REL.

Разумеется, консервативная по своей природе Hi-Fi-индустрия отказывалась признать полезность таких устройств, и сформировалось мнение, что они хоть и не дьявольское отродье, но лишь немногим лучше. Поэтому еще в начале 1990 года мечта Ричарда Лорда о басе, о басе везде и всюду, казалась несбыточной. К счастью, в жизнь внезапно ворвался домашний кинотеатр, нуждающийся в океанах баса, и место сабвуферов REL в истории было определено.

Формула REL проста, но убийственно эффективна. Каждый сабвуфер имеет большой басовый динамик, тяжелый, «крепко сбитый» корпус и усилитель мощности MOSFET. способный принимать сигнал либо с соответствующего линейного выхода усилителя, либо непосредственно с «колоночных» выходов. Регуляторов у сабвуфера совсем немного — они управляют лишь громкостью, частотой среза и фазой. Про последний можно смело забыть после первичной установки. Имеются также четыре «каблучка», препятствующие шатанию аппарата, что бы ни стояло на нем сверху. — так что сабвуфер с виду больше похож на импровизированный столик, чем на часть AV-системы. Формула остается неизменной на всех уровнях REL-иерархии: просто каждая «вышестоящая» модель больше по размеру, мощнее и качественнее.

В большинстве сабвуферов других компаний опущен, по крайней мере. один из элементов формулы REL и часто это сделано в попытке удержать в узде розничную цену. Такой подход неизбежно ведет к снижению качества и превращает продукт в очередную посредственность. Отказываясь от подобных компромиссов, REL обеспечивает своему семейству все большую и большую популярность.

И наконец, не следует забывать, что REL пользуется таким успехом в России, поскольку реальную конкуренцию ее продукции могут составить главным образом американские аппараты, а путешествие столь солидной персоны, как сабвуфер, через океан обходится недешево. Между тем, в США выпускается много очень классных сабов (фирмами Miller&Kriesel, Bag End. Muse и другими), и если бы не транспортные расходы, мы бы рекомендовали их вам более настойчиво.

  

 

Что делать, если аудиосистема перестала читать CD-диски.

Рекомендации по очистке лазеров в проигрывателях CD. Данный материал построен на основе опыта обслуживания аудиоцентров Aiwa.

Изложенные здесь рекомендации могут быть использованы и при ремонте проигрывателей CD других производителей.

Попадание грязи на оптику лазера является наиболее распространенной причиной прекращения нормальной работы CD-проигрывателя: аппарат «заикается», не «распознает» или не раскручивает диски.

 

Как грязь попадает на оптику лазера?

Блок CD-проигрывателя в наиболее распространенной серии минисистем AIWA NSX- ***, расположен в верхней части аппарата, в непосредственной близости от вентиляционных отверстий. Это делает оптику лазера уязвимой для пыли, которая заносится, либо из внешней среды комнатным воздухом, либо внутренними воздушными потоками.

Очень не «любят» лазеры курение около аппарата — смолы, содержащиеся в сигаретном дыме, оседают на оптике и удалить их очень сложно. А любознательные тараканы, по непонятной причине, обожают забираться внутрь лазера. Если таракан крупный, то он не может развернуться внутри — тесно. А «заднего хода» таракан делать не умеет. Отсутствие пищи, медленно поджаривающий лазерный луч делают свое дело и в скором времени любопытное насекомое гибнет. А проигрыватель отказывается работать.

 

Устройство лазера.

Прежде, чем приступить к ремонту, посмотрим на схематичное устройство лазера.

В моделях мини-систем Aiwa NSX используются следующие типы лазеров, производства Sony: KSS-210, KSS-212, KSS-213.

Лазер на техническом английском носит название  pick-up assy.  Это достаточно сложное устройство, состоящее из полупроводникового лазера (2), специальной призмы (4), фокусирующей линзы с механизмом коррекции (3) и панелью с фотодиодами (1).

Луч лазера (красная стрелка), отражается от призмы проходит сквозь фокусирующую линзу и падает на диск (5). Отразившись от диска, луч (зеленая стрелка) возвращается, проходит сквозь призму и падает на считывающие фотодиоды.

Как видите, загрязнение линзы или призмы вдвойне ухудшают прохождение луча, так как два раза оказываются на его пути.

 

Как чистить лазер?

 

                                Внешний вид лазера (на примере KSS-210)

 

Хорошо виден «глазок» фокусирующей линзы. Черная поверхность вокруг линзы — пластмассовая крышечка, предохраняющая внутреннее устройство лазера от внешних воздействий.

Загрязнение фокусировочной линзы самое частая и простая неисправность. Пыль лучше всего сдуть с поверхности линзы. Но, конечно, не просто дуйте на него — этим вы только еще больше загрязните его. Профессионалы используют специальные аэрозольные баллончики со сжатым очищенным воздухом. Баллончик стоит от 150 до 370 рублей в зависимости от объема. Купить его можно в специализированных магазинах. Хватает такого баллончика на очистку сотни-другой лазеров.

От головки баллончика отходит тонкая пластиковая трубочка, позволяющая направить воздух в нужное место. Для очистки лазера направьте трубочку на линзу и «подуйте» на лазер в течение 1-2 секунд.

Поверхность линзы можно очистить и ватной гигиенической палочкой. Если загрязнение сильное, то можно воспользоваться этиловым спиртом. Не нажимайте сильно — этим вы сотрете специальный просветляющий слой на поверхности линзы. Да и механизм подвески линзы очень деликатный, нажатием его можно повредить.

ВНИМАНИЕ: ни в коем случае не используйте ацетон — линза сделана из пластмассы и вы безнадежно испортите ее.

Если очистка поверхности линзы не помогла, то, вероятно, пыль попала внутрь лазера, на поверхность призмы. Это более сложное загрязнение, но и с ним можно справиться. Но для этого придется разобрать лазер.

Отжав защипы, снимите предохранительную крышечку и вы увидите следующее:

                                         Вид лазера с удаленной крышкой.

 

 Сложное сооружение около линзы — специальная электромагнитная подвеска. Она является частью системы автоматической фокусировки луча. При воспроизведении, электромагнит непрерывно корректирует положение линзы, поддерживая постоянным расстояние между линзой и диском. Это необходимо, поскольку при вращении диск совершает значительные колебания в вертикальной плоскости, и без системы автоматической фокусировки нормальная работа проигрывателя CD была бы просто невозможна.

 

Первый способ очистки призмы: простой.

Подведите трубочку к зазору между линзой и корпусом и несколько раз, короткими «очередями» продуйте призму. Долго дуть нельзя, так как сжатый воздух, выходя из баллона, охлаждается и, тем самым, также охлаждается и призма. При этом, возможна конденсация влаги из воздуха комнатной температуры на поверхности призмы. После высыхания капелек воды, образуются разводы грязи, отмыть которые будет очень сложно.

Такой способ, позволяет очистить пыль, осевшую на призме, но при более серьезных загрязнениях воспользуйтесь вторым способом.

 

Второй способ: требующий аккуратности.

Так же, как и в первом способе, снимите пластмассовую крышку. Под ней можно увидеть два маленьких винтика. Нанесите тонкие риски на металлическую рамку, сквозь которую проходят винты и на металлическое основание на корпусе лазера. Это позволит при обратной сборке правильно установить линзу на место. А это очень важно, иначе будет нарушена оптическая ось.

Отвинтите винты, и снимите фокусирующую линзу. Возможно, рядом с винтами будут нанесены капельки клея — аккуратно срежте их острым скальпелем.

 

                                          Вид лазера со снятой линзой.

 

В шахте под линзой и стоит призма. Надо аккуратно протереть ее поверхность. Здесь есть небольшая сложность. Призма, как вы помните, расположена под наклоном 45 градусов, и обычная ватная палочка оказывается слишком толстой. Ей можно очистить лишь центр призмы. Чтобы удалить пыль с углов призмы необходим более тонкий инструмент. Фирма Aiwa поставляет в сервис-центры специальные, более миниатюрные палочки.

 

         Слева палочка, поставляемая AIWA. Справа — обычная палочка.

 

В домашних условиях можно взять спичку, остругать её и намотать на кончик немного ваты. Главное — не поцарапать поверхность призмы и проследить за тем, чтобы внутри лазера не осталось ваты. Несколькими движениями протрите призму. Соберите лазер обратно, точно совместив нанесенные ранее риски.

ВНИМАНИЕ: избегайте резких движений. Соединительный шлейф, между электромагнитами линзы и лазером можно оборвать неосторожным движением.

Если после проведения указанных операций CD-проигрыватель не начнет работать, то скорее всего либо лазер уже не подлежит восстановлению, либо неисправность заключается в другом.

 

В заключение.

Одним из возможных вариантов выхода из строя лазера является его перегрев восходящими потоками теплого воздуха от радиаторов элементов усилителя и блока питания.

О способах устранения такого дефекта, речь пойдет в следующей статье.

Хороший усилитель выбирают не по анкетным данным

Существуют ли вообще объективные критерии качества звучания, и можно ли как-нибудь классифицировать необъятную номенклатуру импортной техники? Начать этот разговор нужно, конечно, с самого главного — с усилителя, который является «сердцем» любой аудиосистемы. На самом деле квалифицированному специалисту по схемотехнике может быть заранее понятно, почему конкретный аппарат звучит именно так и не более того. Схемотехника — это прежде всего область точных знаний, не приемлющая таинственности, непознаваемости и эзотеризма, так густо намешанного в рассуждениях об аппаратах, сравнимых по цене с автомобилем. И специалист во многих случаях способен, взглянув на схему, оценить характер звучания, даже не включая аппарат, хотя на звук, конечно, влияют и монтаж, и конструкция.

Но что делать, если вам доступна только инструкция? Некритичное отношения к заявленным фирмами параметрам, приводимым в них, могут ввести вас в заблуждение. Важнейшими параметрами, определяющими качество усилителя, являются коэффициенты гармонических и интермодуляционных искажений. Они являются следствием нелинейности вольт-амперных характеристик транзисторов и ламп. Эти искажения тесно связаны друг с другом и, как правило, их измеренные значения имеют один порядок. Для характеристики параметров усилителей часто используют обобщенный термин — коэффициент нелинейных или гармонических искажений (КНИ, THD). Понятно, что чем меньше КИИ, тем выше верность звучания. Этот показатель учитывается и в стандартах на аппаратуру. Так еще в советских ГОСТах более низкому КНИ соответствовал более высокий класс аппаратуры. На международном же уровне существует только один общепризнанный стандарт качества Hi-Fi — немецкий стандарт DIN 45500, в котором указаны конкретные значения. Усилители такого класса должны иметь коэффициент гармонических искажений не более 1% в полосе частот до 12,5 кГц при номинальной мощности и коэффициент интермодуляционных искажений не хуже 3% (измеряемый при подаче на вход усилителя двух частот: 250 Гц и 8 кГц с соотношением амплитут 1:4).

Такие соотношения параметров в Hi-Fi стандарте не являются случайными. В них были учтены результаты исследований физиологических особенностей слуха. Основная масса потребителей именно при таких характеристиках рассматривает соотношение цена-качество аппарата как наилучшее. Иными словами, только незначительная часть меломанов готова заплатить большую цену за более высокое качество.

Для качественного усиления желательно также иметь широкий частотный диапазон, простирающийся вплоть до 40-60 кГц (при отклонении по уровню не более на -3 дБ). Это означает, что усилитель должен практически одинаково передавать сигналы не только во всем слышимом диапазоне, но и далеко за его пределами. Дело в том, что при увеличении частоты происходит уменьшение эффективности обратных связей и, следовательно, увеличение коэффициента нелинейных искажений. На верхней границе полосы мощности обратные связи теряют свою эффективность. Поэтому, чтобы во всем рабочем диапазоне обратная связь имела достаточную глубину и могла эффективно подавлять нелинейные и интермодуляционные искажения, необходимо иметь линейную частотную характеристику до частот, в несколько раз превышающих верхнюю границу звукового диапазона. Дальнейшее расширение полосы рабочих частот, например, до сотен килогерц и выше, значительно усложняет и удорожает усилитель.

Еще один важный параметр — скорость нарастания выходного напряжения усилителя (Slew Rate), который связывает между собой его частотные и мощностные характеристики. Многие дешевые усилители хорошо передают только небольшие всплески музыкального сигнала, а на мощных пассажах тяжелого рока «надсаживают» свой голос, не в силах получить из источника питания подобающую моменту мощность. Поэтому при покупке не только интересно, но и желательно оценить размеры силового трансформатора и общую емкость электролитических конденсаторов фильтра. На практике не помешает иметь некоторый запас по этому параметру.

Следующий параметр, который необходимо обязательно учесть — это коэффициент демпфирования (Damping Factor). Он измеряется как отношение рекомендуемого сопротивления нагрузки (катушки громкоговорителя) к собственному выходному сопротивлению усилителя. Если демпфирование недостаточно, то диффузор будет совершать свои собственные «телодвижения», никак не связанные с музыкой, но зависящие от упругости подвески. Однако в подавляющем большинстве моделей эта проблема успешно решается. Можно считать достаточным, если значение коэффициента превышает сотню.

Уровень шума, фона, разделение стереоканалов — это уже вторичные параметры, в известных пределах не влияющие на характер звучания и, как правило, имеющие приемлемую величину даже в самых дешевых моделях.

Все выше сказанное не является секретом для технически подкованных читателей, и гораздо интереснее вопрос о том, как эту информацию использовать при выборе усилителя. Просматривая проспекты и инструкции, прилагаемые к аппаратам, можно все усилители условно разделить на две группы: одна с КНИ в доли процента (0,5%-0,1%) и другая — в пределах 0,01%-0,001%. Если внимательно проанализировать состав второй группы, то окажется, что наряду с дорогой и классной техникой вошли даже «дохайфайные» аппараты. По качеству звучания они намного хуже даже низшего Hi-Fi, а с High End их и рядом нельзя поставить. Окажутся такие усилители и в первой группе. Как это объяснить? Возможно, приведенные в проспектах параметры никак не связаны с качеством звучания и ориентироваться по ним нельзя. Или что-то не в порядке с самими данными. На самом деле данные можно показать привлекательно, не говоря всего. Если, например, одновременно увеличивать и мощность, и частоту, то происходит обвальное нарастание искажений. Максимум их достигается, как правило, на высшей частоте и предельной мощности, то есть полученное значение КНИ всецело зависит от режима его измерения. Традиционный метод измерения КНИ на частоте 20 кГц и при максимальной выходной мощности хорошо характеризует фактическое качество усилителя. На иллюстрации приведен график, наглядно демонстрирующий зависимость искажений от выходной мощности. Если усилитель имеет КНИ 0,02% на частоте 1 кГц и амплитуде выходного сигнала всего 1 вольт (на 4 Ом нагрузки это соответствует всего 0,25 Вт), то на максимальной мощности и частоте 20 кГц указанный параметр может оказаться в диапазоне от одного до пяти процентов, что неприемлемо для качественного звуковоспроизведения. И наоборот, аппарат с коэффициентом гармоник 0,02% на максимальной мощности и частоте 20 кГц, при мощности всего 0.25 Вт и частоте 1 кГц, скорее всего будет иметь исчезающе малый КНИ. Такая же картина и с интермодуляционными искажениями. По всем правилам они должны измеряться по двухчастотному методу при максимальной амплитуде выходного сигнала. Если же в процессе измерений выбрать амплитуду 1 В, то в результате получится очень небольшая и весьма привлекательная для покупателей величина, но никак не связанная с реальным качеством звука. Усилители класса Hi-Fi обязаны тестироваться в соответствии со стандартом DIN45500. Если знака Hi-Fi нет, то фирма сама решает, какой режим измерения использовать. Естественно, выгодней выбрать именно такой режим, при котором параметры выглядят наиболее привлекательно. На совести подобных фирм остается и отсутствие указаний в паспорте, как именно измерялся КНИ и другие характеристики. Вот так и получается: усилители имеют одинаковый КНИ, а звучат радикально по-разному — один дышит музыкой, а другой ею давится. Крайними как всегда оказываются неискушенные в подобных уловках меломаны. В магазинах не всегда возможно критичное прослушивание и тут, казалось бы, паспортные данные должны беспристрастно выдать всю правду, чтобы решить проблему выбора. Однако, это не совсем так. Если рядом со значениями КНИ указано, что измерения проводились на частоте 1 кГц, то независимо от других условий по этим данным никак нельзя судить об истинном характере звучания усилителя. Впрочем, чаще всего режимы тестирования вообще не указываются. 

 

Типовая зависимость коэффициента нелинейных искажений для усилителя с выходной мощностью 100 Вт

Для того, чтобы ухо не заметило искажений, достаточно, чтобы они были тише естественного шума в помещении. Можно сказать, что при КНИ меньше 0,03% (при номинальной мощности и во всем диапазоне частот) усилитель претендует на высокое качество звука. Только претендует, поскольку на качество звучания может оказать влияние целый набор дополнительных параметров и условий, анализ которых требует отдельного разговора. Итак, отсеяв все подозрительные по объективным параметрам, — вперед к прослушиванию, которое только может определить истинные возможности выбранного усилителя!

Сабвуферы

Сабвуфер  — это низкочастотный громкоговоритель, воспроизводящий самые низкие басы, не входящие в диапазон частот работающих совместно с ним широкополосных акустических систем. Термин „сабвуфер" весьма ошибочно используется для описания любой системы с низкочастотной головкой, выполненной в отдельном корпусе. В действительности, термин „сабвуфер" означает „ниже НЧ-головки" и должен использоваться исключительно для тех изделий, которые уменьшают нижнюю граничную частоту до 20 Гц и ниже. Низкочастотную головку, помещенную в корпус, обеспечивающий воспроизведение частот до 40 Гц, и используемую совместно с небольшими сателлитными громкоговорителями, правильнее будет называть просто НЧ-головкой.

Существуют также широкополосные акустические системы со встроенным  „сабвуфером", снабженным собственным усилителем. Большинство этих изделий в действительности выполняют функции НЧ-головок, подключенных к встроенному усилителю мощности. Такая конструкция освобождает основной усилитель от бремени управления НЧ-головкой, но требует, чтобы громкоговорители были включены в сеть переменного тока.

Сабвуферы бывают двух видов: пассивные и активные. Пассивный сабвуфер — это просто одна или несколько помещенных в корпус НЧ-головок, которые подключаются к внешнему усилителю. В одном из вариантов подключения пассивного сабвуфера стереоусилитель подает сигнал и на основные громкоговорители, и на сабвуфер. При таком наименее желательном способе подключения широкополосный выходной сигнал усилителя мощности подается на вход сабвуфера, а его разделительный фильтр удаляет из сигнала низкие частоты и выдает отфильтрованный сигнал на основные громкоговорители. Таким образом, в сигнальном тракте используется дополнительный разделительный фильтр, работающий с сигналом высокого уровня.

Более удачный способ подключения сабвуфера — с помощью электронного разделительного фильтра и отдельного усилителя мощности. Такой метод отделяет басы от сигнала, подаваемого на основные громкоговорители в том месте тракта, где сигнал имеет линейный уровень (несколько сот милливольт). Фильтрация такого сигнала вносит гораздо меньше нелинейных искажений, чем фильтрация выходного сигнала усилителя мощности. Более того, добавление отдельного усилителя мощности для сабвуфера существенно увеличивает динамический диапазон системы и освобождает усилитель основного громкоговорителя от дополнительной нагрузки. Использование разделительного фильтра в точке тракта с линейным уровнем и усилителя мощности превращает пассивный сабвуфер в активный, а систему в целом — в систему с двухполосным усилением.

Автономный активный сабвуфер объединяет в одном корпусе сабвуфер с разделительным фильтром и усилитель мощности, устраняя необходимость в отдельных корпусах и усилителях. Такой сабвуфер имеет линейные входы (для подключения к предварительному усилителю), линейные выходы (сигнал с которых подается на усилитель мощности) и регулятор уровня сигнала сабвуфера. Выходной сигнал линейного уровня, подаваемый на основные громкоговорители, фильтруется, чтобы ослабить в нем энергию составляющих низких частот. Обычно непосредственно на сабвуфере регулируется и частота разделения, чтобы можно было выбрать значение, обеспечивающее наилучшее согласование с основными громкоговорителями (подробнее об этом будет рассказано ниже). Добавление к вашей системе активного сабвуфера может существенно увеличить ее динамический диапазон, понизить нижнюю граничную частоту, улучшить чистоту звучания средних частот и обеспечить высокий уровень громкости без искажений. Добавочная мощность усилителя и дополнительная низкочастотная головка позволяют такой системе воспроизводить пики звучания музыки с более высокими уровнями. Более того, удаление низких частот из спектра сигнала, поступающего на основные громкоговорители, позволяет им звучать громче по той причине, что отпадает необходимость воспроизводить через них низкие частоты. Звучание средних частот часто становится чище, так как конус НЧ-головки не колеблется с большой амплитудой, пытаясь воспроизвести нижний бас.

Теперь о плохом. Практика показывает, что сабвуферы, используемые в системах воспроизведения, чаще всего снижают качество звучания. Причиной может послужить или плохое качество разработки сабвуфера, или его неправильная настройка, или, что чаще всего, он предназначен для воспроизведения взрывов в системах домашнего кинотеатра, а не для передачи тонких оттенков звучания музыки.

Сначала рассмотрим теоретические проблемы сабвуферов. Во-первых, большинство из них — пассивных и активных— привносят в такт сигнала дополнительную электронику. Встроенный разделительный фильтр активного сабвуфера может быть не самого высокого качества. Даже хорошо исполненные сабвуферы способны снизить чистоту звучания очень высококачественных источников, предусилителей и усилителей мощности. Этого недостатка можно избежать, задействовав основные громкоговорители в широкополосном режиме (без фильтрации), но при этом есть риск потерять динамические преимущества и дополнительную чистоту звучания средних частот, достигаемую за счет устранения низких частот из сигнала, воспроизводимого основными громкоговорителями.

Во-вторых, качество звучания басов у сабвуфера может быть изначально низким. При его способности приводить в движение большие массы воздуха и обеспечивать низкую граничную частоту, плохой сабвуфер часто делает звучание глубоких басов чрезмерно бубнящим. Вместо того, чтобы усиливать вашу способность слышать происходящее в диапазоне басов, сабвуфер часто затушевывает музыкальную информацию других частотных поддиапазонов.

В-третьих, звучание сабвуфера иногда не согласуется со звучанием основных громкоговорителей. Очень низкие частоты могут отличаться по характеру от воспроизводимых основными громкоговорителями средних частот. В результате возникает чрезвычайно раздражающая неоднородность музыкальной фактуры. Эта неоднородность выражается в изменении звучания акустического баса на разных регистрах. Восходящие и нисходящие басовые ряды должны пересекать частоту отсечки разделительного фильтра без видимого изменения тембра или динамики звучания.

Еще одним фактором, который может затруднить интеграцию сабвуфера в систему, является согласование медленного и тяжелого звучания сабвуфера с упругим, собранным и артикулированным звучанием основных громкоговорителей. Другими словами, звучание слабо демпфированного сабвуфера не очень хорошо сочетается со звуком сильно демпфированного основного громкоговорителя.

 

В-четвертых, сабвуферы часто получают возможность воспроизводить более глубокие басы при повышенном уровне чувствительности за счет управляемости, разрешающей способности по высоте звучания и устойчивости к перегрузкам. Это особенно характерно для сабвуферов, предназначенных для домашнего кинотеатра. В результате, многие из них звучат преувеличенно, медлительно, с потерей деталей.

Наконец, сабвуфер может наполнить комнату прослушивания большим количеством низкочастотной энергии, провоцируя в помещении резонансные явления, не так заметные при его отсутствии. Поэтому размещение сабвуфера приобретает особую важность, — вы не можете просто расположить сабвуфер где угодно и ожидать хороших музыкальных результатов. Проблему возбуждения собственных частот помещения можно смягчить, имея два сабвуфера, — каждый из них возбуждает различные собственные частоты, существенно сглаживая частотную характеристику помещения в области низких частот.

Все эти проблемы усугубляются склонностью большинства людей устанавливать слишком высокий уровень громкости звучания сабвуфера. Они считают, что раз уж заплатили за что-то приличные деньги, то должны это услышать. Но если вы замечаете присутствие сабвуфера, это значит, что либо он работает на слишком высоком уровне громкости, либо неправильно настроен, либо плохо сконструирован. Высочайшим комплиментом сабвуферу может быть то, что его вклад в звучание музыки напрямую не слышен. Он должен органично вписаться в музыкальную фактуру, не привлекая к себе внимания.

Редкий сабвуфер не ухудшает качество сигнала, поступающего на основные громкоговорители, хорошо сочетается с ними по звучанию, обладает упругим и управляемым звучанием басов и может улучшить систему воспроизведения. Поэтому вы должны покупать сабвуфер с большой осторожностью. Мне на ум приходят только несколько реальных сабвуферов, достойных покупки. К тому же очень многие добротно спроектированные широкополосные громкоговорители достаточно хорошо передают глубокие басы. Очень редкие цифровые записи требуют расширения полосы частот до 16 Гц; у большинства аналоговых записей энергия в диапазоне частот ниже примерно 30 Гц очень незначительна.

 

 

 

 

Сабвуфер на двух динамиках 35 ГДН –1 –4.

Ходя по большим магазинам, где торгуют бытовой техникой, смотрел, слушал и любовался сабвуферами. Они воспроизводили глубокий и насыщенный бас, и я подумал, а не сделать мне что-то похожее дома, темболее, что я занимаюсь радиотехникой и мой отчим столяр? Пошёл в гараж достал два пыльных 35 ГДН – 1 – 4, набрал кучку саморезов, клей ПВА (для дерева), оконную замазку. Всё это принёс домой, и вспомнил, что собственно из чего я буду делать саб? Корпуса же нет! Найдя огромные листы ДСП толщиной 17мм, я принялся вычерчивать размеры и выпиливать корпус. Далее предстояло сложное – выпилить круги для динамиков и фазоинверторов. Сделав это, я принялся собирать корпус. Скрепил всё это дело клеем и саморезами, получился довольно плотный ящик. В нутрии прикрепил панель с динамиками, поставил трубки фазоинверторов, замазал все дырки и щели (как не пили, а щели будут!!!), обил ватином. Фильтр НЧ собрал на куске ДСП 15X15. В завершении сборки подпаял провода к динамикам, пропустил через фильтр и вывел наружу из саба. 

Провод сечением не менее 4мм2. Конденсаторы взял МБГО – 2. Индуктивность катушки точно не знаю, снял её с колонки, где когда-то давно стояли такие же динамики.

Проверял я этот сабвуфер на усилителе мощностью 100 Вт, могу сказать, получилось ничуть не хуже чем «магазинный» саб.

Простой подавитель джиттера

Сегодня уже не секрет, что цифровая техника свободна от помех только теоретически. Реальные цифровые сигналы на самом деле аналоговые и имеют конечную крутизну фронтов импульсов, поэтому любая помеха приводит к временному «дрожанию» фронтов или т.н. джиттеру. Его появление может, например, «искорежить» строчную развертку, сделав волнистыми вертикальные линии, а в цифровых звуковых системах — привнести неприятные призвуки. Особенно чувствительными к джиттеру оказались современные устройства цифровой звукозаписи с многократной (х4 и выше) передискретизацией (оверсэмплингом), что вызвало появление весьма дорогостоящих устройств подавления джиттера («анти-джиттеров»), основанных чаще всего на следящей системе с ФАПЧ.

 

Предлагаемый Вашему вниманию джиттероподавитель не содержит фазовых детекторов и управляемых напряжением генераторов, а построен (рис. 1) на элементарных звеньях — входном и выходном ждущих мультивибраторах (Input/Output monostable), цепочки устранения постоянной составляющей (DC removal), интегратора (Integrator) и компаратора (Comparator). Работа схемы основана на том, что при неизменном пороге срабатывания компаратора устранение постоянной составляющей импульсной последовательности, подаваемой на интегратор, приводит к усреднению временного расстояния между импульсами, т.е. к подавлению джиттера (рис.1).

Практическая схема джиттероподавителя, работающая вплоть до частот 10 МГц, показана на рис. 2. Первые четыре логических элемента формируют входной мультивибратор, конденсатор 82 пФ отрезает постоянную составляющую, полевой транзистор и конденсатор 220 пФ образуют интегратор, следующий логический элемент компаратор, ну и далее — выходной мультивибратор с выходным буфером.